Воспитание христианских добродетелей в наследии прп. Сергия Радонежского

2 маяВернуться к списку статей

Воспитание христианских добродетелей в наследии прп. Сергия Радонежского

Доклад, прочитанный на Сергиевских научно-богословских чтениях в Московской Духовной Академии 2 мая 2014 г.


sergiy.jpgПроблема духовно-нравственного становления личности является ключевой проблемой в воспитании семейном, а также на всех ступенях школьного образования. Особенно остро это стало видно на сломе образовательных и воспитательных традиций. Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека. В христианской традиции этому вопросу уделяется много внимания.[1] Поэтому важно опираться на опыт Церкви и ее подвижников.

Преподобный Сергий Радонежский, игумен земли Русской, явил собой свет истинно святой, подвижнической жизни. Его образ жизни, личный пример и заветы стали образцом для подражания не только для монахов, но и для всех последующих поколений русских людей.[2] Не оставив после себя ни одной строчки письменного наследия, преподобный Сергий оказал огромное влияние на становление русского самосознания и просвещения, особенно в аспекте духовно-нравственного становления. «Духовно-нравственные взгляды древнерусского подвижника нашли свое отражение в воззрениях Сергея Уварова, Константина Победоносцева, Ивана Киреевского, Алексея Хомякова, Константина Ушинского и других созидателей российской просветительской мысли».[3]

Как и древние подвижники, преподобный проводил свою жизнь в стяжании христианских добродетелей. Именно этому его наследию посвящен данный доклад.

Понятие «добродетель» ( ἀρετή) появляется еще в античной философии, как категория ценных и положительных качеств, как внешних, так и внутренних (здоровье и сила, мужественность и доброта). Святые отцы и учители Церкви в античное понятие вложили новое, христианское содержание. В добродетели они видели, прежде всего, постоянное стремление человеческой души к исполнению заповедей Божиих при содействии благодати Божией.[4] Христианское учение о добродетелях раскрыто в трудах святителей Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, преподобных Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Евагрия Понтийского и других. В своих трудах они подчеркивали, что стяжание добродетелей есть основная цель воспитания личности.[5] По мысли преподобного Ефрема Сирина «подобие Божие имеет в себе человек соразмерно с добродетелью».[6] Свободно выбирая добродетельную жизнь, человек уподобляется Богу, так как «добродетель произвольна, и добро делаем мы по собственному избранию и произволу, а не против воли и принужденно».[7]

Из жития преподобного Сергия мы знаем, что его жизнь уготовлялась еще в утробе благочестивой матери. «Заботливо храня носимый ею во чреве Божий дар, она желала, чрез свое воздержание дать телесному составу дитяти чистое и здравое питание, хорошо понимая добрым сердцем своим ту истину, что добродетель, сияющая в здравом и прекрасном теле, становится чрез то еще прекраснее».[8] Уже в отрочестве он преуспевал в добродетелях: «все поступки Варфоломея в течение всей его жизни показывали, что он был муж высокого разума и рассуждения духовного. Рассуждение – дар бесценный, и святые отцы почитают его выше всех добродетелей».[9] Добродетели помогали подвижнику в уединенном житии: «мысль его беседует с Богом; язык прославляет Владыку всех; его сердце – жилище всякой добродетели, а потому и Духа Святого»,[10] защищали в трудные минуты: «Чего не может сделать добродетель? – рассуждает святитель Платон. – Думаю, что дикие звери ныне стали свирепы от жестокости наших нравов, а любовь и добродетель могут эту свирепость преложить в кротость и покорность».[11] Добродетели же привлекали к преподобному всех ищущих истины и утешения. Ученики святого игумена говорят: «Твоя добродетель собрала нас сюда, она же пусть и управляет нами. Ты насадил виноград сей, ты и питай нас своим учением и плодами примера твоего».[12] Проводя жизнь в высшей степени добродетельную, и достигнув святости, преподобный Сергий показал пример для воспитания добродетелей.

000266.jpg

Что же мы можем почерпнуть из примера преподобного Сергия? Для этого снова обратимся в его житию, и в первую очередь к завещанию преподобного своим ученикам перед смертью. Он заповедует последовать его пути, стяжать «венец добродетелей, которыми украшал себя сам Сергий и которые он, как бесценное сокровище, завещал своим возлюбленным ученикам».[13]

В наследии преподобного Сергия мы можем выделить основные педагогические идеи:

Прежде всего, воспитание добродетелей должно быть Православным. Должна быть опора на ясно сформулированное мировоззрение. Понятие добродетели в отрыве от духовной основы теряет всякий смысл. «Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера: без веры угодить Богу невозможно. Но вера должна быть Православная, основанная на учении апостолов и святых отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает  с пути спасения».[14]

Следующее это непрерывность воспитательного процесса.[15] Весь процесс воспитания в семье, в школе, в коллективе должен проходить в едином духе и вести к единой цели. На примере преподобного Сергия мы видим, что с малых лет и до самой смерти  вся его жизнь была в служении Святой Троице. И сам строй монашеской жизни, устроенной преподобным в его обители, способствовала непрерывному восхождению инока к Богу и постоянному воспитанию добродетелей.

Так же мы можем отметить важность всестороннего развития человеческой личности. С точки зрения православной антропологии человек трехсоставен и все стороны его бытия нуждаются в развитии. Существуют добродетели как телесные (воздержание, целомудрие…), так и душевные (вера, послушание…).[16]

С точки зрения развития телесного преподобный Сергий был образцом трудолюбия, от учеников требовал что бы они овладевали каким-либо ремеслом и никогда не находились в праздности.[17] По свидетельствам Епифания Премудрого, подвижник был необычайно крепок: «сила у него была в теле, как у двух человек».[18]

Преподобный Сергий важную роль отводил воспитательной роли искусства, отправлял учеников в Византию, чтобы на лучших образцах учиться иконописному и литературному мастерству.[19] Так же он приветствовал учение книжное, способствовал переписыванию и распространению книг. Т. е. считал, что развитие интеллектуальное способствует духовно-нравственному развитию.

И конечно преподобный стремился к достижению высших духовных добродетелей, таких как молитва и смирение, терпение и доброта, правдолюбие и рассудительность…

Стоит так же отметить, что преподобный Сергий проводил жизнь не только в бескорыстном служении ближним, но и, будучи «мертвым» для мира, не раз выступал печальником и миротворцем в своем отечестве. Потому воспитание патриотизма является одной из педагогических идей в наследии игумена земли Русской.

В заключение хочется еще раз запечатлеть образ преподобного Сергия словами архимандрита Никона: «С раннего детства и до глубокой старости во всех его действиях мы видим прежде всего два прекрасных свойства его святой души: глубокое смирение и детскую простоту. Эти две добродетели составляют основные черты его нравственного облика; они окрашивают в свой цвет все прочие его добродетели: его благостное ко всем отношение, его голубиное незлобие, все его великие подвиги. В соединении с духовным рассуждением они образуют в нем тот цельный нравственный характер, красота которого невольно влечет к себе человеческое сердце».[20]


 Свящ. Иоанн Федоров



[1] Петракова Т. И. Цель и объект духовно-нравственного воспитания. Заметки о религиозном образовании. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2008. Вып. 2(9). С. 40, 41.

[2] Игумен Адриан (Пашин). Преподобный Сергий и Русь: Наследие, современность, будущее. [Электронный ресурс] Доклад на пленарном заседании IV Межрегиональных Рождественских образовательных чтений. Большой зал ульяновского Дворца творчества детей и молодежи. 13.01.2014 г. Режим доступа: http://www.mpda.ru/site_pub/2095709.html (дата обращения: 18.04.2014 г.)

[3] Карунин Е. А. Педагогическое наследие Сергия Радонежского (духовно-нравственный аспект воспитания): дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 – М.: 2000. С. 82.

[4] Ярема Р., свящ. Учение преподобного Ефрема Сирина о добродетелях (по аскетическим творениям). – М.: 2006. С. 12.

[5] Киприан (Ященко), игум. Святоотеческая духовная традиция и духовно-нравственное становление личности (по творениям Василия Великого). // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. 2010. Вып. 2 (17). С. 27.

[6] Творения преподобного Ефрема Сирина. Т. 3. Сергиев Посад. 1912. С. 395.

[7] Там же. С. 394.

[8] Никон (Рождественский), архиеп. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. Изд. 5. Сергиев Посад. 1904. С. 7.

[9] Там же. С. 45.

[10] Там же. С. 53.

[11] Там же. С. 62.

[12] Там же. С. 78.

[13] Никон (Рождественский), архиеп. Указ. Соч. С. 209.

[14] Там же. С. 208.

[15] Карунин Е. А. Указ. Соч. С. 90.

[16] Ярема Р., свящ. Указ. Соч. С. 13, 14.

[17] Карунин Е. А. Указ. Соч. С. 88.

[18] Сергий Радонежский: сборник. /Сост. В. А. Десятников. М. 1991. С. 44

[19] Карунин Е. А. Указ. Соч. С. 85.

[20] Никон (Рождественский), архиеп. Указ. Соч. С. 205.





Яндекс.Метрика